В конце 2019 года в группе VAG сообщили, что вскоре планируют репозиционировать марку Skoda и нацелить ее на конкуренцию с румынской Dacia. Данная новость вызвала серьезную обеспокоенность не только у поклонников чешского бренда, но и производителей этих автомобилей. Чтобы всех успокоить, совет директоров Шкода даже составил специальное успокаивающее обращение.
Суть реорганизации сводится к тому, что избавиться от конкуренции в нише своих массовых брендов, куда, помимо непосредственно VW, входят Skoda и Seat. Идея заключается в следующем: Seat сделают премиальной маркой, со спортивными и эмоциональными чертами, рассчитанным конкурировать с Mazda и Alfa Romeo. В свою очередь, Skoda понизят в ранге, чтобы она смогла составить конкуренцию Dacia, Kia и Hyundai.
Интересно, что именно момент сравнения с Dacia оказался оскорбительным для ряда владельцев автомобилей Шкода, ведь, по их мнению, бренд всегда ассоциировался с дороговизной и престижностью. Особенно заметно это на российском рынке, где, к примеру, в такси Октавия считается машиной более высокого класса, чем более комфортабельный и просторные «французы» калужской сборки – Peugeot 408 и Citroen С4. Улучшить имидж Шкоды в России удалось кроссоверу Kodiaq, а на европейском рынке – компакт-хэтчбеку Scala. Говоря о Kodiaq, такое приобретение оказывается гораздо выгоднее соплатформенного Tiguan, а в случае со Scala, выгоднее Golf: отделочные материалы даже лучше, дизайн привлекательнее, практичности больше, при этом опции и набор моторов схожие, а стоимость ниже, чем у VW. Доступной цены удалось добиться, в том числе, за счет чешской сборки, где зарплаты, в сравнении с немецкими, заметно ниже.
Skoda Scala оказалась ничем не хуже Golf
На фоне всего этого встал вопрос конкуренции среди двух марок, который нужно было решать радикально – переключить Шкоду на выпуск дешевых моделей стоимостью 10-20 тыс.евро, что соответствует уровню Dacia.
Упрекнуть стратегов VW в ревности к Skoda нельзя: они анализируют статистику и видят, как увеличиваются продажи Dacia. По итогам нескольких месяцев прошлого года Duster (правда второго поколения который у нас пока не представлен, но вскоре должен появиться) возглавил ТОП самых продаваемых в Европе кроссоверов и по количеству проданных экземпляров обогнал немецкий бестселлер Golf.
Volkswagen пока так и не смог предложить модель, способную конкурировать с Дастером, поэтому прикладывает усилия к ее созданию для последующей реализации под брендом Skoda. На отечественном рынке такой аналог может конкурировать с локализованным Creta от Hyundai, лидирующим сегодня среди кроссоверов.
Конечно, чтобы Шкода стала дешевле, нужно идти на определенные жертвы, к примеру, экономить на отделке либо не использовать передовые «ваговские» технологии. Предлагалось вообще ввести запрет на использование Шкодой передовых разработок VAG для исключения поглощения моделей внутри гаммы, однако совет директоров Volkswagen подобную идею не поддержал. Соответственно, остается только экономия на материалах.
Вопрос до сих пор открыт, но для снижения накала Skoda подготовила письмо, где говорилось о том, что репозиционирование марки не скажется на ее ключевых ценностях: отменное сочетание качества и цены, современные дизайнерские решения, практичность и функциональность. В подтверждении этого приводится информация о переносе в Чехию производства Passat, на одну линию с Superb. Говорит это, помимо всего прочего, о подготовке еще одного поколения Суперб.
Что касается электромобилей Skoda, то, фактически, они во многом будут повторять модели VW. Единственное – сегодня сложно прогнозировать спрос на них. При любых раскладках хорошо будут продаваться недорогие хэтчбеки, седаны и кроссоверы, даже при глобальном кризисе мировой экономики.
Читать также: Главные минусы Skoda Karoq со слов первых владельцев