Во Владивостоке лишь "крутят гайки", а компенсацию получают как за высоколокализованное производство.
Журналисты рассказали интересную историю, как Mazda получает компенсацию утилизационного сбора в виде субсидии, не имея полноценного производства в России.
Все новые автомобили в России облагаются утилизационным сбором: суммы исчисляются сотнями тысяч рублей за один автомобиль. Однако тем производителям, которые имеют свои заводы в России и добились определенной степени локализации, платят компенсацию в виде промышленных субсидий.
У Mazda есть совместное предприятие с группой «Соллерс» (владелец УАЗа) во Владивостоке, где производят популярные CX-5 и "шестерку". Японцы получают те самые субсидии, таким образом получая возможность продавать автомобили по привлекательной цене. Однако пикантность ситуации в том, что на заводе развернута лишь отверточная сборка: на площадке прикручивают колеса, навешивают готовый двигатель, трансмиссию и т.д.
Выплата субсидий аргументируется специальным договором с правительством РФ от 2016 года. Он подразумевает, что японцы наладят на площадке производство 2-х литрового мотора Skyactiv, а также обязуются его экспортировать в другие страны.
Но в Mazda нашли оригинальный выход. Агрегат приходит во Владивосток в виде готового комплекта, его остается лишь собрать. Затем мотор отправляется в Японию, что оформляется как экспорт. А после этого этот же готовый двигатель возвращается во Владивосток и уже устанавливается на автомобили отверточным способом.
Таким образом, по факту, никакого производства не происходит, а государство компенсирует японцам утильсбор. По мнению журналистов, чиновники закрывают глаза на такой финт ушами из-за «Соллерса», который имеет немалые лоббистские способности. Другая причина в стратегической важности Дальнего Востока: таким образом появилось хоть сколько-то рабочих мест, в противном случае японцы откажутся размещать в этом регионе производство с глубокой локализацией.
В одной стороны это хорошо для покупателей, но с другой ставит в неравные условия других автопроизводителей в России.