V-образные «восьмерки» Заволжского моторного завода уходят в историю. Официально подтверждено, что 2021 год станет последним годом выпуска для линейки двигателей ЗМЗ-523 и ЗМЗ-524.
Прародителем этих моторов считается ЗМЗ-13, который устанавливали на представительских Чайках в конце пятидесятых годов прошлого века. По тем временам он считался достаточно революционным. Алюминиевый восьмицилиндровый блок вкупе с 5,5 литров рабочего объема давал 195 лошадиных сил. На то время даже американцы еще не освоили производство таких двигателей. Это произошло позже, лет через десять. Но, если американцы с тех пор ушли далеко вперед, Заволжский завод мало чего достиг.
Двигатель постоянно модернизировался. Поскольку для массового использования нужен был силовой агрегат с меньшим расходом бензина, в 60-х годах разработали и стали выпускать двигатели 53-ей серии для грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66, отличающиеся меньшим рабочим объемом в 4,25 литра и максимальной мощностью в 115 л.с. Позднее, с небольшими изменениями, двигатель стал выпускаться под маркой ЗМЗ-523. Его стали ставить на ГАЗ-3307 и 3308, а также на автобусы ПАЗ и другие автобусы на его базе, для которых он стал основным мотором. В то же время был разработан и ЗМЗ-524, который мог работать на бензине или пропане.
Двигатели получились очень дешевые и потому пользовались популярностью. Конструкция несложная и проста в обслуживании. Так было до тех пор, пока не поднялись цены на бензин и выяснилось, что по экономичности эти моторы давно уже не вписываются ни в какие нормы. Тридцать литров на 100 км пробега очень дорого для всех, включая государственные организации. То же самое можно сказать и об экологичности. Битопливный ЗМЗ-524 более-менее дотягивает до допустимых уровней выброса, а чисто бензиновому ЗМЗ-523, когда-то потреблявшему 76-ой бензин, до современных требований экологичности и вовсе не дотянуть.
Волей-неволей перевозчикам придется покупать коммерческий автотранспорт с силовыми агрегатами от Cummins, МТЗ, ЯМЗ и других производителей. Пазики давно уже перешли на дизельные двигатели. Но раскупают их не так хорошо, как с прежними моторами, потому что дизельный агрегат стоит в два раза дороже.