Еще десять лет назад хотели отменить транспортный налог, вместо него повысив акцизы на топливо. Акцизы повысили, а налог так и не отменили.
Насколько справедлив транспортный налог, применяющийся в России, спорят много. Так, сегодня используется не совсем идеальная схема его расчета, когда учитывается только мощность мотора и регион, где автомобиль зарегистрирован. К примеру, двигатели постоянно прибавляют в мощности, а после 250 «лошадок» размер налога становится чрезвычайно большим: так в Москве за 249 л.с. нужно отдать 18,6 тыс рублей налога, а за 251 л.с. уже 37,6 тыс рублей, то есть в два раза больше не одну-две лошадиные силы. Причем такой мощностью может обладать обычный наддувной двухлитровый мотор, установленный на модели не премиального сегмента.
Ставки транспортного налога в Москве:
Не удивительно, что многие производители просто на бумаге подгоняют мощности своих двигателей до нужных рамок, в большинстве случаев даже на меняя программную часть (не говоря уже о технике). Это подтверждают замеры многих автомобилей на стенде.
Более логичным было бы учитывать транспортный налог в стоимости топливо: тогда чем больше приходится ездить, тем больше и платить. Ведь в идеале налог должен идти на ремонт дорог, а чем больше ездишь, тем и больше платишь: ведь справедливо?
Серьезное повышение акцизов на топливо впервые произошло девять лет назад, якобы для отмены несправедливого транспортного налога. В результате с 2010 года об отмене транспортного налога забыли, а топливо более чем вдвое прибавило в цене.
А вот сборы в других странах организованы куда проще и справедливей.
США
Транспортный налог присутствует в стоимости топлива, незначительно отличаясь в зависимости от штата (в среднем 45 центов, но разброс может быть от 18 до 60 центов). Те, кто предпочел электрический транспорт, вообще от него освобождены. Штаты с самой высокой ставкой – Калифорния, Вашингтон и Нью-Йорк, с самой низкой – Аляска, Вайоминг и Джорджия.
Франция
Как таковой транспортный налог здесь отсутствует, а сбор уплачивается в момент приобретения автомобиля. Его размер определяется объемом углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, а также мощности силового агрегата.
Дания
Ставки достаточно высокие, при этом делятся на топливные акцизы и сбор, взимаемый при регистрации. В последнем случае речь идет о 105% от стоимости автомобиля. Если стоимость транспортного средства превышает 34 тысячи крон (это порядка 4.5 тысяч евро), сбор составит 180%. В правительстве Дании впоследствии рассчитывают убрать льготы, которыми сегодня пользуются владельцы электрических авто, поскольку их количество постоянно увеличивается, а поступления от налогов сокращаются.
Испания
Предусмотрено три налога: в момент приобретения как подержанной, так и новой машины, регистрационный, определяемый экологическим классом, а также транспортный, зависящий от экологического класса, показателей расхода и региона. Такое решение стимулирует к покупке более современного автомобиля.
Китай
Сбор в размере 10% от стоимости машины уплачивается при ее покупке. С 2017 года действует налог в отношении дорогих автомобилей – на них ежегодно уплачивается еще 10% стоимости. Таким образом власти искореняют «расточительность».
Япония
Быть владельцем автомобиля в этой стране достаточно дорого, ведь Япония обладает относительно небольшой территорией. Для приобретения машины необходимо подтвердить, что есть парковочное место, а стоимость его порой сопоставима с ценой на саму машину. Кроме того, 5% стоимости машины отчисляется в казну в момент ее покупки. Предусмотрен и разовый взнос в зависимости от объема силового агрегата и массы транспортного средства, а также уплачиваемый ежегодно транспортный налог. Выгоднее всего владеть «компактом» - его владелец заплатит около 5 тысяч иен (примерно 3 тыс.рублей). Если хочется полноразмерный легковой авто или внедорожник, придется раскошелиться почти на 50 тысяч иен. Именно поэтому сверхкомпактные кей-кары столь востребованы в Японии.
Великобритания
Действует несколько факторов, определяющих величину транспортного налога, начисляемого ежегодно. Во внимание принимается марка и год выпуска машины, значение расхода топлива, масса и показатель объема мотора.
Ни в одной из рассмотренных стран мощность двигателя не является определяющей.